Усадьба В.И.Сурикова

Жилой дом и ворота усадьбы В.И. Сурикова
Дата создания: 1830- е годы
Жилой дом и ворота усадьбы В.И. Сурикова
  • Адрес

    Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, 98

  • Координаты

    северная широта
    92°86'20"

    восточная долгота
    56°01'31"

  • Часы работы

    Усадьба - музей работает с 10-00 до 18-00, выходной день - понедельник

Усадьба выдающегося русского художника Сурикова Василий Иванович расположена на одной из центральных улиц города Красноярска - улице Ленина, бывшей Благовещенской. Усадьба построена в 1830-х годах отцом и дедом художника. Именно здесь 24 января (по новому стилю) 1848 года родился будущий художник, здесь он провёл свои первые пять лет и сюда неоднократно возвращался в течении всей своей жизни.

Именно в этой усадьбе родился и провел детские и отроческие годы великий русский художник В.И. Суриков, принадлежавший к числу гениальнейших художников русского и мирового искусства. Отсюда же 11 декабря 1868 года, в возрасте 20 лет, уехал в Петербург учиться в Академию художеств. Музей-усадьба В.И.Сурикова является единственным мемориальным музеем (музеем-заповедником) за Уралом. Открытие дома-музея В.И. Сурикова произошло 5 июня 1948 года к 100-летию со дня рождения художника.

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца - атамана Енисейского казачьего полка, был назван Атаманский остров на Енисее. Другой дед (по матери) - Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери - Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы Торгашино. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим (современное Сухобузимо), недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск.

Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам.

Однако поступить в Академию Суриков не смог. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий.

Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Исследователи биографии Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни.

Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников. Он часто покупал картины мастера. На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни».

На деньги, которые Суриков получил за картины от Третьякова, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах. В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».

Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки. Живописец также известен многочисленными портретами, которые он никогда не писал по заказу. В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.

В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Усадьба Суриковых - типичная сибирская казачья городская усадьба XIX века. На ее территории находится одноэтажный флигель, построенный в 1900-е годы младшим братом художника Александром Ивановичем, здесь же расположены конюшня с амбарами, баня и огород, вся территория обнесена деревянным заплотом. Был еще сарай для саней и тарантасов, но он не сохранился. Не все постройки на территории усадьбы оригинальные, например амбар и баня перевезены в 70-е годы XX века из деревянной городской застройки реки Кача. Семья художника жила на первом этаже дома, второй этаж из-за нехватки денег долгое время сдавался в аренду. Дом незначительно перестраивался в 1895 году. 

План усадьбы ВИ Сурикова

Дом построен в 1830-е годы из лиственницы отцом художника И.В. Суриковым и защищен от пожаров каменной стеной – брандмауэром. Пока художник жил и творил в Петербурге и Москве, в родном доме по-старому жили его мать и брат. Прасковья Федоровна без помощи прислуги до своей смерти в 1895 году содержала этот большой дом. В 1930-х годах дочери художника Ольга Кончаловская и Елена Сурикова передали суриковский дом в дар городу.

В 1948 году к столетию со дня рождения художника в доме был открыт Дом-музей В.И.Сурикова.

Ядром художественно-мемориальной коллекции Дома-музея стали предметы, которые после смерти А.И.Сурикова принял на хранение Красноярский краеведческий музей: мебель, посуда, фотографии, личные вещи П.Ф. и А.И. Суриковых, работы В.И.Сурикова, которые он дарил матери и брату. В первое десятилетие существования музея семья художника передала музею около 30 работ Сурикова («Е. А. Рачковская», «Гребец в красной рубахе», «Портрет Е. Пемовой» и другие). В 1950-е годы Красноярский краеведческий музей передал ранние акварели художника. В 1960-е годы внуки художника передали в музей работы: автопортрет Сурикова 1902 года, «Портрет хакаски» и акварель, изображающую юного брата художника. В 1988 году Михаил Петрович Кончаловский передал музею 10 работ Сурикова и личные вещи семьи. Музей является обладателем третьей по величине в мире коллекции произведений В.И.Сурикова.

Дом расположен на северной стороне ул. Ленина, выходит южным пятиоконным фасадом в линию застройки. Двухэтажный деревянный дом, Г- образный в плане, под вальмовой металлической крышей. На северном дворовом фасаде – брусовый прируб главного входа с лестницей на второй этаж. На торце прируба в уровне 2-го этажа устроена открытая галерея на резных столбах, с ограждением из балясин. К восточной стене прируба пристроена открытая лестница под односкатной кровлей на столбах, ведущая на второй этаж.

В основу планировки положена традиционная схема «изба-связь». К прямоугольному в плане основному объему примыкает с севера брусовой прируб главного входа с лестницей. Две поперечные внутренние стены и одна продольная членят дом на ряд помещений. На втором этаже выделена большая зала в три окна по южному и два по западному фасадам.

Скромный фасад украшают наличники окон с прямой лобанью, увенчанной прямым, мелкопрофилированным сандриком. Лобань декорирована объемной глухой резьбой растительного рисунка, сандрик завершен фигурным очельем пропильной резьбы растительного рисунка. Нижняя часть наличника прямая с фигурной нижней гранью, декорирована калёванной рейкой. Свесы фигурные. Ставни окон 1-го этажа филенчатые, трехчастные. Навесы кованые. На западном фасаде фронтон козырька над парадным входом декорирован накладной пропильной резьбой растительного рисунка и подзором из фестончиков.

В интерьере сохранились угловые печи, на крыше - печные трубы с дымниками из просечного железа. Характерный для застройки Красноярска начала XIX в. жилой деревянный жилой дом. Один из немногих сохранившихся в городе образцов деревянного жилого дома начала XIX в., с хорошим состоянием фасадов, с сохранившимся декоративным убранством.

Флигель расположен в глубине двора, сразу за домом, одноэтажный бревенчатый, прямоугольный в плане с прирубами на северном и южном фасадах. В прирубах, под двускатными навесами на столбиках, расположены входы в здание. Крыша флигеля двускатная, крыта тесом. Наличники окон более скромные, чем на доме, с прямой лобанью, увенчанной прямым карнизным бруском. Лобань гладкая. Нижняя часть наличника прямая с фигурной нижней гранью, декорирована калёванной рейкой. Свесы фигурные. Ставни окон двухстворчатые, глухие. Навесы кованые.

Между домом и флигелем ниже поверхности земли устроен ледник для хранения продуктов в тёплое время года.

Конюшня с амбарами расположена в глубине двора, напротив флигеля. Одноэтажный, бревенчатый, прямоугольный в плане небольшой высоты объем разделен перерубами на три изолированных отсека, каждый со своим самостоятельным входом. В центральном расположена конюшня, оборудованная широкими двустворчатыми воротами и взвозом (дощатый настил, по которому заводили внутрь лошадей). Полотна ворот гладкие, глухие. В боковых отсеках, снабженных одностворчатыми широкими дверями - небольшие амбары для хранения запасов. Полотна дверей гладкие, глухие. Крыша двускатная, крыта тесом. Окон нет.

Баня расположена в глубине усадебной территории, в северо-западном углу. Одноэтажный, бревенчатый, невысокий объем под двускатной высокой крышей, крытой тесом. Прямоугольный в плане, разделен перерубом на предбанник и парилку. Вход через предбанник оборудован широкой одностворчатой дверью с гладким, глухим полотном. В парилке прорублено маленькое квадратное окно.

Ворота с калитками примыкают к дому с западной стороны, продолжая линию главного фасада вдоль улицы. Деревянные ворота с двумя калитками, относятся к довольно распространенному в народном деревянном зодчестве Сибири четырехстолбному типу ворот. Столбам ворот и калиток с уличной стороны придан вид филенчатых пилястр, опирающихся на «базы» и несущих глухой гладкий "антаблемент". Верх ворот и верха столбов покрыты кровельками. Столбы завершает массивный карниз. Створки ворот и калиток набраны из вертикально поставленных тесаных досок, а с лицевой стороны калеванной доской зашиты в «елочку».

Комментарии
подождите, идет отправка данных...